Промтех

Стереосистемы для дома

Как собрать Hi-Fi кинотеатр у себя дома

Как и было обещано, выкладываю статью по сборке и настройке домашнего кинотеатра класса Hi-Fi у себя дома. Все советы основаны на личном опыте инсталляции данного оборудования в различных неподготовленных помещениях.
Итак, вы решили собрать себе хороший кинотеатр с DolbyAtmos. Что понадобится для его сборки и настройки?

Компоненты домашнего кинотеатра

AV Ресивер


На картинке Onkyo TX-NR636
Как говорит нам википедия AV ресивер – это многоканальный усилитель с декодерами цифрового аудиопотока (ЦАП – цифро-аналоговый преобразователь), тюнером и коммутатором аудио- и видеосигналов для бытового применения в системах домашнего кинотеатра. Может преобразовывать звуковые и видеоформаты.
Ресивер – это мозговой центр нашего домашнего кинотеатра. Именно через него проходит вся коммутация нашей системы. Как правило они оборудованы большим количеством цифровых и аналоговых входов, для возможности подключения всего домашнего мультимедиа, от Blu-ray плеера до игровой приставки.
Как подобрать ресивер для DolbyAtmos? На данный момент поддержка DolbyAtmos присутствует у всех производителей ресиверов, как правило в топовом сегменте. Отдельно можно выделить компанию Onkyo которая сделала ставку на более широкий круг покупателей, выпустив линейку ресиверов среднего ценового сегмента с Atmos. Самый бюджетный ресивер на данный момент стоит около 36-37 т.р. Но, естественно, наличие Atmos далеко не показатель того, что ресивер вам подходит.

На что еще следует обратить внимание при выборе ресивера

  • Мощность. Сигнал в устройство приходит не усиленный, а только в несколько милливатт, чего недостаточно для воспроизведения данного сигнала акустической системой. Для этого и используется система усиления сигнала, но мощность – не только показатель громкости, которую вы можете получить. Обратите внимание на то, что практически все производители в характеристиках устройств указывают что-то вроде – мощность 100Вт на канал, нагружен 1 канал. Это означает, что данную мощность устройство может подать только в том случае, если подключена только ОДНА колонка. Естественно при подключении всех колонок мощность будет ниже, пропорционально их количеству.
  • Возможности коммутации. Перед покупкой ресивера лучше определиться, что вы к нему будете подключать, нужен ли Wi-Fi и Bluetooth, хотите ли вы поставить доп. усилитель для фронтальной пары или подключить винил. На данный момент большинство ресиверов – это универсальные устройства, которые сами могут послужить источником аудио сигнала без дополнительных внешних устройств, таких как CD или NP проигрыватели. Также обратите внимание на возможность подключение АС по Bi-amping> зачем это нужно расскажу ниже.
  • ЦАП. Качество цифро-аналогового преобразователя напрямую влияет на качество звука полученного от цифровых источников.
  • Сила тока. Очень важный и не всеми указываемый параметр. Он влияет на возможность воспроизведения НЧ сигнала на одинаковом уровне в течении продолжительного времени. Например звук отбойного молотка – если конденсаторы не смогут накопить нужный заряд, то данный звук будет затухающим вне зависимости от громкости, при этом также звук начнет сливаться в общий гул, хотя как мы знаем отбойный молоток все-таки это повторяющиеся НЧ удары.

  • Прослушка. Так как ресивер это только 40% от вашего финального звука, то лучше его прослушать с акустикой которую вы себе выбрали. Тем более что особенности слуха у каждого индивидуальные, лучше всего слушать не в рафинированных условиях специально подготовленного помещения, так как для того, чтобы добиться такого звука дома самым простым вариантом будет построить помещение для ДК.

Акустические системы


На картинке Dali Zensor 5
Собственно говоря это и есть ваш звук. На данный момент на рынке присутствует огромное количество производителей которые могут предложить акустику любых форм и размеров. В классической системе 5.1 как правило используются 2 напольные фронтальные колонки, отвечающие за воспроизведения основного звука, 2 тыловые полочные, которые как правило служат только для спецэффектов и центральный канал. Сабвуфер, подключаемый к ресиверу, должен быть активным, то есть со своим встроенным усилителем, пассивные сабвуферы к AV ресиверам подключить нельзя. Для воспроизведения сигнала DolbyAtmos нам понадобятся либо DolbyAtmos колонки, например Onkyo SKH-410, либо же потолочная встраиваемая акустика.
На что обратить внимание

  • Мощность. Мощность АС это не показатель её громкости, а показатель её надежности, то есть того, какой сигнал она сможет переварить. При подборе акустики нужно учитывать очень важно, что бы мощность акустики была выше максимальной мощности усилителя. Также важно, что бы параметр сопротивления был либо таким же, либо выше чем у усилительной части источника сигнала.
  • Дисперсия распространения звука акустической системы. На данный момент у акустических систем угол распространения звуковой волны варьируется от 90 до 160 градусов. Чем выше данный показатель, тем удобнее АС в установке, так как не требует поворота к слушателю. Некоторые колонки отличаются эгоистичным характером, рассчитанным только на одного слушателя, некоторые, наоборот, более дружелюбны.

  • Расположение фазоинвертора. Фазоинвертор обеспечивает расширение НЧ диапазона АС за счет резонанса его трубы на частоте ниже, чем у НЧ динамика. Его расположение может быть либо на фронтальной, либо на тыловой части АС, и оно влияет на её установку. При фронтальном фазоинверторе АС можно устанавливать близко к стене, что облегчает задачу при инсталляции в ограниченном пространстве, в случае с тыловым расположением чем ближе АС к стене тем больше НЧ сигнала и в звуке появляется каша. В случае если вам все-таки придется расположить колонки близко к стене, то рекомендуется разместить сзади шумопоглащающий материал.
  • Количество полос. Так как один динамик не сможет адекватно воспроизвести звук всего слышимого диапазона, то для НЧ, ВЧ и СЧ частот производители используют разные воспроизводящие динамики, то есть 3-х полосная акустика имеет отдельные динамики для воспроизведения сигнала каждого диапазона. В 2-х полосной акустике, как правило, есть отдельный динамик для НЧ диапазона и СЧ, ВЧ динамик.
  • Bi-amping. Данная функция позволяет подключить НЧ и СЧ, ВЧ каскад к отдельным усилителям. Что это дает? В данном случае мы нивелируем негативное влияние друг на друга НЧ и СЧ сигнала
  • Прослушка. У каждой АС свои нюансы воспроизведения, каждая из них по своему украшает звук. Поэтому, как я уже говорил при выборе комплекта лучше всего его будет прослушать в живую.

Источник сигнала


На картинке Denon DBT-1713 BL
Для просмотров фильмов нам, естественно, понадобится плеер, который данный сигнал будет подавать. Подойдет как Blu-ray так и медиаплеер.
На что обратить внимание

  • Поддержка нужных декодеров. Это пожалуй главное, что от плеера нам нужно, сможет ли он подать нам DolbyAtmos сигнал или нет.
  • Подключения. Как правило все плееры сейчас оборудованы HDMI входом, но так же важно знать есть ли там Wi-Fi, например для того, чтобы перевести управление вашими устройствами на смартфон.

Провода для подключения и доп. аксессуары


На картинке AudioQuest King Cobra XLR Stereo
Есть популярное мнение, что дорогие кабели для подключения всей системы – это аудиофильская блажь для «укушенных серебряным кабелем». Это не так, чем выше качество вашей системы, тем выше её чувствительность к внешним факторам, в том числе к ЭМВ искажениям. Конечно же, не стоит покупать себе кабель за 25000$, но и совсем экономить тоже не стоит.
На что обратить внимание

  • Сечение акустического кабеля. Акустический кабель должен быть не менее 2.5 мм^2 для того, что бы нивелировать искажения в сигнале. Кабель сейчас практически весь выполнен из OFHC меди с разным количеством девяток после запятой.
  • Материал разъемов. Позолоченные разъемы на вашем кабеле это не только показатель того, что вы можете себе купить позолоченный кабель. Окисление контактов приводит к негативному влиянию на качество звука, создавая дополнительные искажения.
  • Оплетка кабеля. Как уже было указано, чем выше качество вашей техники, тем выше её чувствительность к внешним факторам, качественное экранирование кабеля позволит избавиться от искажений сигнала из за внешних ЭМ искажений.
  • Демпферы. При подборке того, как установить вашу технику, обратите внимание на защиту от вибрации. На демпфирование многие производители тратят огромное количество денег, иногда в самой цене ресивера большая часть заложена именно в защите от вибраций. Сейчас на рынке можно найти множество разных демпферов на любой вкус. Однажды я демпфировал усилитель разрезанной резиной от старого барабанного пэда.
  • Длина кабеля. Кабель лучше брать с запасом, потому что шанс того, что понадобится перемещение колонок и компонентов очень велик.

Настройка и установка

Итак, мы выбрали себе все, что нужно для домашнего кинотеатра и привезли домой. Осталось самое интересное – подключение и настройка.
Подготовка помещения

Начнем с акустики помещения, чем больше у вас в помещении мягких шумопоглощающих предметов, тем лучше. Это не обязательно должны быть специально купленные и размещенные вещи. Диваны, шторы, кресла также являются шумопоглотителями.
Как расположить фронтальную пару
Расстояние между фронтальными АС и расстояние между каждой колонкой и слушателем должны составить равнобедренный треугольник. Из этого же треугольника можно рассчитать угол поворота АС к слушателю, грубо говоря, если представить, что ваши руки – стороны треугольника, образующие угол в 90 гардусов, то они визуально должны упираться в фронтальную часть динамика. Но в случае с динамиками с широкой дисперсией распространения сигнала колонки поворачивать не нужно. Расстояние между колонками вы можете выбрать на слух, при помощи стерео звука, желательно с вокалом.

Как расположить тыловые колонки
Тыловые колонки лучше разместить немного дальше зоны прослушивания на уровне головы слушателя (для этого есть специальные подставки, либо настенные крепежи), напротив фронтального канала.
Как расположить центральный канал
Тут, собственно говоря, все очень логично и просто, центральный канал располагается по центру экрана, который служит для просмотра. Естественно на пол его ставить нельзя, так как это нарушает картину звучания человеческого голоса.
Как расположить сабвуфер
Сабвуфер лучше расположить во фронтальной зоне прослушивания, вплотную к стене, для того, что бы добиться более громогласных эффектов за счет отражения звука от стены.
Как расположить колонки для Atmos
Если колонки для Atmos встроены во фронтальную пару, то сложностей с их установкой не будет. То же можно сказать и про дополнительные колонки, которые устанавливаются на фронтальную пару. Но данные АС не смогут адекватно работать в случае, если у вас в квартире (помещении) используются подвесные или натяжные потолки, в таком случае лучше использовать потолочную акустику.
Подключение к ресиверу
Совет из моей личной практики, в первую очередь подключите все акустические и видеокабели сначала к ресиверу, потом подключать провода копаясь в ворохе коннекторов очень тяжело. В качестве коннекторов к акустическому кабелю рекомендую использовать разъем типа «банан», это значительно облегчит все подключения. Обратите внимание на то, чтобы акустический и сетевой кабель не пересекались, в случае с обычным сетевым кабелем он может дать сильные искажения на сигнал проходящий по акустическому кабелю.
Авто настройка
Сейчас практически каждый ресивер обладает функцией авто настройки. Рекомендую им пользоваться, так как он делает большое количество настроек за вас. Работает данная система как сонар, проверяя расположение громкость и акустику помещения. В дальнейшем вы уже можете отстроить звук под себя.
Заключение
Итак мы собрали и настроили домашний кинотеатр. Естественно описанное здесь не является на все 100% универсальным рецептом, все-таки каждая настройка делается под слушателя. Но указанные здесь нюансы нужно учитывать при каждой настройке. Естественно, это не идеальный вариант настройки системы, но ведь не каждый захочет сделать ремонт из-за хорошего звука.
В дальнейшем я планирую рассмотреть AV ресиверы более подробно.

Домашние аудиосистемы, что это такое? Руководство для начинающих

Fps up » Звук » Вы здесь Стереосистемы могут сбивать с толку, но это не так сложно Опубликовано 11.11.2019, 20:11 · Комментарии:15

Вам не нужно быть аудиофилом, чтобы иметь отличную Hi-Fi домашнюю аудиосистему. Давайте посмотрим, что вам нужно, чтобы получить удовольствие от прослушивания, выходящее за пределы смартфона с наушниками, Bluetooth или другого типа беспроводного динамика.

Почему стерео?

Стерео обеспечивает ощущение прослушивания, когда звуки располагаются по двум каналам, создавая «сцену».

Музыка смешана, поэтому некоторые звуки располагаются слева, а другие справа от основной позиции прослушивания. Звуки, размещенные в левом и правом каналах (например, вокал), исходят из «фантомного» центрального канала между левым и правым динамиками.

Что нужно для домашней стереосистемы?

Домашняя стереосистема может быть предварительно упакована или собрана из отдельных компонентов, со следующими основными характеристиками:

  • Усилитель или приемник стерео: служит «концентратором» для подключения и управления источниками контента и динамиками.
  • Динамики: для стереосистемы требуются два динамика: один для левого канала, а другой для правого.
  • Источник(и): Источники обеспечивают доступ к музыкальному контенту. Системы со встроенным усилителем, источники являются внешними и должны быть подключены. Если в системе есть приемник, он будет иметь встроенный тюнер и, в некоторых случаях, Bluetooth или потоковую передачу по интернету, но необходимо подключить другие источники,

Предварительно собранные стереосистемы

Если вы обычный слушатель, у вас небольшая комната или ограниченный бюджет, компактная (она же мини/микро) система может быть правильным выбором, поскольку она предоставляет все, что вам нужно (усилитель/радиотюнер/ресивер, динамики) чтобы начать слушать музыку.

Дополнительные функции также могут включать встроенный проигрыватель компакт-дисков и/или дополнительные входы для подключения одного или нескольких внешних источников.

Bluetooth также имеет место быть. Это позволяет вам передавать музыку по беспроводной сети с вашего смартфона на систему.

Однако одним из недостатков систем этого типа является то, что они могут не иметь достаточной мощности или недостаточно хороших динамиков для обеспечения высококачественного звука в большой комнате.

Соберите свою собственную аудиосистему

Вы можете собрать систему, используя отдельный приемник или встроенный усилитель, динамики и устройства-источники. Этот тип системы обеспечивает гибкость для ваших предпочтений и бюджета, так как вы можете выбрать компоненты и динамики, которые вы хотите.

Однако эта повышенная гибкость может привести к тому, что ваша система займет больше места, чем предварительно готовое оборудование, а также увеличит ваши расходы при настройке и обновлении.

Основные характеристики стерео-ресивера

  • Усилитель: Поддерживает двухканальную (стерео) настройку динамика.
  • Тюнер AM и/или FM: для прослушивания местных радиостанций.
  • Аналоговые аудиовходы: для подключения совместимых исходных устройств.

Дополнительные параметры подключения стереоресивера

  • Phono Input: Включен в большинство стереоресиверов для подключения проигрывателя.
  • Цифровые аудиоподключения: цифровые оптические/коаксиальные аудиовходы могут быть предоставлены для доступа к аудио из некоторых проигрывателей компакт-дисков и большинства проигрывателей DVD/Blu-ray, кабельных/спутниковых приставок и телевизоров.
  • Подключение колонок A/B: позволяет подключить четыре колонки, но прослушивание объемного звука не поддерживается. Колонки «B» отражают основные колонки и потребляют энергию от тех же усилителей. Половина мощности идет на каждую пару динамиков. Опция колонок A/B позволяет прослушивать один и тот же источник звука во второй комнате или обеспечивает большее покрытие в большой комнате.
  • Зона 2: Некоторые стереофонические приемники имеют выход Зоны 2, который подает стереосигнал во второе место, но требует внешних усилителей. Зона 2 позволяет воспроизводить разные аудиоисточники в основном и втором расположении.
  • Выход на сабвуфер: Выберите стереофонический приемник, позволяющий подключить сабвуфер.

Стереосистема с сабвуфером называется 2.1-канальной установкой.

  • Беспроводное мультирумное аудио. Некоторые стереофонические приемники включают такие платформы, как MusicCast (Yamaha), DTS Play-Fi и Sonos (Onkyo/Integra), позволяющие отправлять музыку по беспроводной связи на совместимые динамики.
  • Ethernet/Wi-Fi: Ethernet и/или Wi-Fi могут быть включены для доступа к службам потоковой передачи музыки и/или сетевым устройствам хранения аудио.
  • Bluetooth: если включен, позволяет осуществлять потоковую передачу музыки с совместимых смартфонов/планшетов.
  • USB: если предусмотрен порт USB, позволяет слушать музыку с флэш-накопителей и/или портативных жестких дисков.
  • Видеоподключения: некоторые приемники имеют видеоподключения. Это могут быть аналоговые (композитные) или HDMI, которые обеспечивают только прохождение сигнала. Стереоприемники не выполняют обработку видео или масштабирование.

Типы и размещение динамиков

Колонки бывают разных типов и размеров, и их расположение важно. Если у вас ограниченное пространство, колонки с книжной полкой могут быть лучше, но для больших комнат стоит использовать напольные колонки, особенно если у ресивера нет выхода на сабвуфер.

Лучше всего размещать громкоговорители на расстоянии около 6-8 футов (примерно 3-4 фута от центра передней стены) или в переднем углу. Однако не размещайте громкоговорители на стене или в углу. Необходимо пространство между динамиком и стеной/углом.

Колонки не должны быть направлены прямо вперед, а должны быть направлены под прямым углом к ​​точке прослушивания («sweet spot»), обеспечивая наилучший баланс направления звука.

Параметры источника только для аудио

Некоторые аудиоисточники, которые вы можете подключить к стерео ресиверу или усилителю, включают:

  • Поворотный стол: возможно подключение Phono к заземлению или аналоговой линии.

Если проигрыватель включает выход USB, он предназначен для подключения к ПК и поддерживается дополнительным программным обеспечением.

  • CD-проигрыватель: CD-проигрыватели обеспечивают аналоговые аудиоподключения, но некоторые обеспечивают аналоговые и цифровые оптические и/или коаксиальные аудиоподключения.
  • Кассетная дека: аудиокассету можно подключить к стереоресиверу через аналоговые аудиоподключения.
  • Телевизор: Если у вашего телевизора есть аудиовыход, вы можете подключить его к стереоресиверу для воспроизведения звука с телевизора.
  • Сетевой аудиоплеер: сетевой аудиоплеер может получать доступ к музыке из избранных потоковых служб и музыке, хранящейся на ПК или медиа-серверах. Bluetooth и USB также могут быть включены. Это практично для приемников, которые не имеют этих функций. Аналоговые и цифровые аудио соединения предоставляются.
  • Медиа-сервер: если стереоресивер имеет сетевое подключение, он может воспроизводить музыку с медиа-сервера (NAS, ПК) без подключения к внешнему сетевому аудиоплееру.

Параметры аудио/видео источника

Стереоприемник с аналоговым или HDMI-проходом позволяет подключать источники видео, такие как:

  • DVD/Blu-Ray/Ultra HD плееры
  • Медиа-стримеры (Roku, Chromecast, Fire TV, Apple TV)
  • Кабельные/Спутниковые коробки
  • видеомагнитофонов

Убедитесь, что любые видеоподключения на стереоресивере совместимы с видеоподключениями вашего источника.

Стереосистема или объемный звук?

У некоторых людей есть музыкальная стереосистема и отдельная система объемного звучания для просмотра ТВ/фильмов.

Однако ресиверы домашнего кинотеатра также можно использовать для прослушивания стереофонической музыки, поскольку почти все они имеют двухканальный (стерео) режим прослушивания. Это «отключает» все динамики, кроме передних левого и правого динамиков.

Ресиверы для домашнего кинотеатра также могут обрабатывать стереосигналы для распределения по пяти или более каналам через Dolby ProLogic II, IIx, DTS Neo: 6 или другую обработку звука. Это обеспечивает более захватывающее прослушивание музыки, но меняет характер оригинального музыкального микса.

Важная информация при выборе системы

Прежде чем смотреть в свой кошелек, подумайте о следующем:

  • Критическое или случайное прослушивание: будь то критический или случайный слушатель, попробуйте демонстрацию системы или компонентов, которые вы рассматриваете. Если это не звучит хорошо у продавца, это не будет звучать хорошо дома.
  • Маленькая или большая комната: если у вас небольшая комната, может подойти компактная система. Если у вас большая комната, убедитесь, что ваш выбор может наполнить комнату приятным звуком.
  • Музыка против ТВ/прослушивания фильмов: если вы хотите использовать стереосистему для ТВ и звука фильмов в дополнение к прослушиванию музыки, рассмотрите систему, которая позволила вам подключить сабвуфер и обеспечивает сквозные соединения для видео.

Если вы в первую очередь зрители ТВ/фильмов и слушаете музыку только случайно, рассмотрите звуковую панель или ресивер домашнего кинотеатра и набор динамиков объемного звучания.

Стоимость стереосистемы и производительность

Баланс, что вы хотите с вашим бюджетом. Вам не нужно покупать высококачественный стерео-ресивер, но убедитесь, что у того, который вы покупаете, есть все функции и опции подключения, которые вам нужны или которые вы планируете использовать в будущем. Стереоприемники начинаются от 120$ и доходя до 1000$. Также имейте в виду эти советы:

  • Не соблазняйте спецификациями выходной мощности усилителя.
  • Вам не нужно тратить целое состояние на кабели и провода. Остерегайтесь 6-футового провода динамика, который стоит 100 долларов или больше.
  • Не думайте, что пара колонок за 2000 долларов будет звучать вдвое лучше, чем пара колонок за 1000 долларов. По мере роста цен зачастую происходит только постепенное повышение качества. Есть отличные дорогие колонки, но есть и колонки по умеренной цене, которые обеспечивают отличную производительность по цене.

Музыкальные центры

Домашние аудиосистемы (музыкальные центры) предоставляют пользователям большое количество возможностей. Установив звуковое устройство рассматриваемого типа дома, вы сможете слушать любимую музыку без ограничений, связанных с электропитанием. Домашние аудиосистемы рассчитаны на питание от сети. Многие домашние звуковые системы имеют дополнительные функциональные возможности. В частности, некоторые модели позволяют использовать караоке. Конструкцией большинства домашних аудиосистем предусмотрен радиоприемник, принимающий сигналы радиостанций, ведущих вещание в диапазоне FM. Именно этот диапазон является самым популярным в настоящее время. В любом более или менее крупном городе есть возможность приема FM-станций. Стоит отметить и поддержку большинством моделей Bluetooth-интерфейса. С помощью Bluetooth осуществляется прослушивание музыки, источником которой являются мобильные устройства – смартфоны, планшеты и мобильные телефоны. Выбор домашних аудиосистем зависит от их технических параметров. Заранее следует определиться с требуемым аудиоформатом. Самые распространенные звуковые схемы – 2.0, 2.1 и 1.0. Наиболее часто используемые типы проигрывателей – USB, DVD и CD. Выходная мощность звуковых устройств влияет на громкость звучания. При прочих равных условиях более мощная аудиосистема обеспечивает более качественное звучание. Следует уделять внимание и типу проводного соединения. В интернет-магазине DNS вы сможете заказать и приобрести домашние аудиосистемы высокого качества. Мы предлагаем продукцию ведущих производителей в данной области.

РазвернутьСвернуть

10 лучших акустических систем для дома 2020

Хорошая акустическая система – это практически маст-хэв для любого дома. А если размеры помещения и карман позволяют, почему бы не выбрать лучшее?

Как выбрать лучшую акустическую систему для дома

Самые важные характеристики для акустической системы следующие:

Вид акустического оформления

Одна из ключевых характеристик, которые, собственно, и отличают одну акустическую систему от другой. Добавим: если вы профессионал. Обычный смертный вряд ли отличит звучание полосового типа от типа закрытого. Но если вы в детстве посещали музыкальную школу или просто хотите получить все самое лучшее, то знайте, что всего типов акустического оформления пять:

  • Фазоинвертор. Самый расхожий тип домашней акустики; подавляющее большинство представленных на рынке устройств относятся именно к нему. Как говорят профессионалы, у него хороший бас, но детализация звука не блещет.
  • Пассивный излучатель. Примерно то же, что и фазоинверторный тип, однако басы чуть получше.
  • Открытые колонки (подвид – рупорный тип). Если их стратегически расположить по комнате, можно создать ту самую пресловутую акустическую зону со стопроцентным погружением. Однако басы у открытых колонок хромают.
  • Полосовой корпус (он же bandpass). Для любителей громкости – акустические системы такого типа звучат мощнее всего.
  • Закрытый тип. Наиболее точный в плане передачи звука, однако наименее мощный. И опять же проблема с басами.

Количество полос

Если сильно упростить, что чем больше полос, тем глубже и объемнее звук. И дороже, разумеется. У домашней акустики число полос может быть от 1 до 3,5.

Мощность и чувствительность

Хотите, чтобы соседи снизу и сверху были в курсе ваших музыкальных предпочтений? Выбирайте высокую мощность/чувствительность, будь то цифра в децибелах (ДБ) или ваттах (Вт).

Но если вы по каким-то причинам не хотите покупать систему с высокой мощностью, можно прикупить систему со встроенным или внешним усилителем, или сам усилитель отдельно.

Диапазон частот

Самая популярная у покупателей характеристика на самом деле играет не самую важную роль в оценке качества звучания. Стоит запомнить одно простое правило: любая напольная акустика просто не в силах выдавать звучание ниже 35-40 Гц. Если, конечно, это не сабвуфер. Так что, если в технических характеристиках изделия написано, что диапазон 20-20000 Гц, значит, либо это сабвуфер, либо кто-то врет.

По теории возможен и третий вариант – что это высококлассная профессиональная и очень дорогая акустика, но их на рынке не так много.

Рейтинг акустических систем для дома 2020

10. YAMAHA HS5

Средняя цена -14 000 рублей.
Характеристики:

  • монитор
  • назначение: мониторная
  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • номинальная мощность 70 Вт
  • встроенный усилитель
  • диапазон частот 54-30000 Гц
  • материал корпуса: MDF
  • размеры 170x285x222 мм

Рейтинг лучших акустических систем для дома 2020 года открывает потолочная система от Yamaha. Это относительно недорогое решение, которое, тем не менее, в целом лучше, чем аналогичные приборы за ту же цену.

Звук отличный, чистые верхние ноты, насыщенные средние и глубокие басы. А если грамотно расположить мониторы, ощущение погружения при прослушивании музыки или просмотре кино будет стопроцентное. И выглядит эта модель неплохо, у нее даже есть светящиеся индикаторы в виде логотипа компании.

Кстати, при желании можно докупить к системе сабвуфер, но, как нам кажется, это лишнее. Система и так хороша.

Плюсы: соотношение цена/звук, внешний вид.

Минусы: чувствительны к сторонним излучениям.

9. DALI SPEKTOR 6

Средняя цена — 36 000 рублей.
Характеристики:

  • фронтальный громкоговоритель
  • назначение: Hi-Fi
  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • диапазон частот 43-26000 Гц
  • чувствительность 88.5 дБ
  • обычный
  • размеры 195x972x313 мм

От потолка перейдем к полу, ведь именно на нем возвышаются колонки DALI SPEKTOR 6. К этим колонкам даже не нужно докупать сабвуфер, басы у них и так хорошие. Правда, чтобы они дошли до кондиции, потребуется несколько дней работы (первоначально басы будут глуховаты). Зато потом, когда колонки, как хорошее вино, полностью раскрылись, звук вас приятно поразит.

Кстати, несмотря на внушительный внешний вид на фото, в реальности они довольно компактные и могут встать даже в небольшую по размерам комнату. Добавим еще, что при установке колонок будьте осторожнее с шипами – они острые и колются.

Плюсы: звук, внешний вид, компактность.

Минусы: острые шипы.

8. Heco Aurora 300

Средняя цена — 30 000 рублей.
Характеристики:

  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • номинальная мощность 80 Вт
  • диапазон частот 32-42500 Гц
  • чувствительность 90 дБ
  • bi-wiring
  • размеры 195x357x333 мм

И снова устремим свой взор ввысь, и конкретнее – на потолок. Двухполосная потолочная аудиосистема от Heco – прекрасное соотношение цена/качество. Несмотря на относительную бюджетность (например, корпус покрыт пленкой «под дерево»), качество исполнения на высоте. А цена, в отличие от многих европейских товаров на российском рынке, не завышена.

Хотя динамик и бумажный, так что с ним нужно будет обращаться очень осторожно, но в целом если в него не тыкать карандашом, все должно быть в порядке. Тем более что фирма утверждает, что это особая, прочная бумага специально для акустики.

Плюсы: звук, внешний вид.

Минусы: колонки глубокие, что может вызвать трудности с размещением; бумажные динамики.

7. JBL 305P MkII

Средняя цена — 11 000 рублей.
Характеристики:

  • монитор
  • назначение: мониторная
  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • номинальная мощность 82 Вт
  • встроенный усилитель
  • диапазон частот 43-24000 Гц
  • материал корпуса: MDF
  • размеры 185x298x231 мм

Сравнительно недорогая домашняя аудиосистема, которая способна при этом выдать полностью адекватное треку звучание. Это стоит учитывать при покупке.

Большинство аудиосистем дают «улучшенную» картинку – т.е. подтягивают вверх высокие тона, выделяют середину и углубляют басы. Передача JBL 305P MkII полностью соответствует оригиналу, так что если у вас не HD треки, то стоит задуматься о «косметической» аудиосистеме. Или как следует поработать с эквалайзером.

Плюсы: звук, цена.

Минусы: слегка шумят, когда простаивают.

6. DALI SPEKTOR 2

Средняя цена — 18 000 рублей.
Характеристики:

  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • диапазон частот 54-26000 Гц
  • чувствительность 84.5 дБ
  • обычный
  • размеры 170x292x238 мм

Потолочная система от DALI ничуть не уступает своему напольному собрату. Это оптимальное решение для небольших комнат, для которых сильная мощность только вредит, а напольные колонки так просто не поставишь. Звук будет очень хорош.

Еще один плюс данной системы в том, что для приятного звучания не надо возиться с настройками, и даже задействовать эквалайзер. Они сразу звучат так, как надо.

Плюсы: мощность отлично подойдет для небольшого помещения.

Минусы: порой можно попасть на «китайское» качество сборки.

5. YAMAHA NS-6490

Средняя цена — 10 000 рублей.
Характеристики:

  • 3-полосная AC закрытого типа
  • номинальная мощность 70 Вт
  • диапазон частот 45-23000 Гц
  • чувствительность 90 дБ
  • размеры 267x411x336 мм

Одно из самых привлекательных предложений на рынке – настоящая трехполосная акустика за умеренную цену. Добавим еще, что она закрытого типа, так что, если вам нравится, когда от басов в буфете дрожит хрусталь, стоит задуматься о покупке усилителя.

Правда, если вы привыкли к фазоинвентерным колонкам, возможно, поначалу басы будут звучать непривычно. Зато там, где нижние тона проигрывают в «басовитости», NS-6490 восполняет их за счет лучшей структуры и большей детализации. Выбор за вами – что вам нравится больше.

Плюсы: трехполосная система за низкую цену.

Минусы: системе для хорошего звучания может потребоваться время «на разогрев».

4. YAMAHA NS-555

Средняя цена — 18 000 рублей.
Характеристики:

  • фронтальный громкоговоритель
  • назначение: Hi-Fi
  • 3-полосная AC фазоинверторного типа
  • номинальная мощность 100 Вт
  • диапазон частот 35-35000 Гц
  • чувствительность 88 дБ
  • bi-wiring
  • размеры 222x980x345 мм

А вот и напольная пара от Yamaha, и тоже трехполосная, и тоже за умеренную цену. Для начинающего меломана, который может отличить хороший звук от плохого, но разницу в звучании между хорошим и лучшим не дают ощутить либо уши, либо условия помещения, это, пожалуй, оптимальный выбор. Система отлично передаст все – от электронной музыки до концерта Рахманинова.

Добавим еще, что если вы хотите выкрутить звучание на максимум, то сабвуфер тут необязателен. Но стоит задуматься о покупке улучшенной версии центрального канала и/или усилителей.

Плюсы: качество сборки, внешний вид, соотношение звук/цена.

Минусы: сильно притягивают пыль.

3. Sony CMT-SBT100

Средняя цена — 15 000 рублей.
Характеристики:

  • микросистема
  • мощность 2×25 Вт
  • воспроизведение CD
  • радиоприемник AM, FM
  • поддержка форматов MP3
  • воспроизведение с USB
  • подключение: Bluetooth
  • линейный аудиовход

Эта акустическая система специально разработана для небольших помещений. Мощность у нее 50 Вт, и этого более чем достаточно для обычной жилой комнаты.

Приятно радует разнообразие способов, которыми на ней можно проигрывать музыку: начиная от олдскульных CD и обычного радио и заканчивая USB, Bluetooth и старого доброго кабеля. По качеству звучания данная модель сравнима с лучшими портативными Bluetooth-колонками 2020 года.

Приятно, что через этот самый USB порт можно одновременно играть музыку со смартфона и подзаряжать его в процессе. Правда, не стоит ожидать от системы слишком многого – плейлист через USB ограничен всего 250 песнями, а также из-за встроенной системы энергосбережения устройство имеет тенденцию выключаться в самый неподходящий момент. И она еще не воспринимает кириллицу.

Компенсирует эти недостатки солидный внешний вид и звучание. На настоящий момент CMT-SBT100 — одна из лучших акустических систем с точки зрения соотношения цена/звучание.

Плюсы: звук, цена.

Минусы: неудобное подключение колонок, капризный USB.

2. Bose SoundTouch 30 Series III

Средняя цена — 45 000 рублей.
Характеристики:

  • портативная акустика стерео
  • питание от сети
  • пульт ДУ
  • линейный вход
  • Bluetooth, Wi-Fi

Система способна с легкостью передать все звуки музыки – начиная от пронзительного визга электрогитары и заканчивая глубоким басом контрабаса из симфонического оркестра. Патентованная технология Bose SoundTouch способна заполнить объемным и глубоким звучанием все помещение целиком.

Кстати, так как это всего-навсего одно устройство с центральным управлением, настроить его проще простого. У устройства есть Bluetooth, а также к нему можно прикупить выносные колонки от той же фирмы. Тогда простая комната в квартире легким движением руки превращается в концертный зал.

Добавим, что система способна работать как с Bluetooth, так с Wi-Fi, так что музыку можно будет играть с любого доступного устройства. А еще в систему SoundTouch интегрирован доступ к самым популярным музыкальным сервисам – Pandora, Spotify и SiriusXM. Можно даже выйти в интернет и слушать российские радиостанции.

Плюсы: прекрасный звук, выход в интернет, Bluetooth.

Минусы: нет сабвуфера, цена.

1. Polk Audio T50

Средняя цена — 30 000 рублей.
Характеристики:

  • фронтальный громкоговоритель
  • назначение: Hi-Fi
  • 2-полосная AC фазоинверторного типа
  • диапазон частот 38-24000 Гц
  • чувствительность 90 дБ
  • размеры 197x921x222 мм

Ищете хорошую напольную аудиосистему, способную одним своим видом впечатлить друзей и родственников и порадовать вас красивым звуком? Обратите внимание на Polk T50. В солидный корпус встроены три динамика – высокочастотный в 2,5 см с шелковым твиттером, среднечастотный в 16,5 см и два пассивных излучателя для низких частот. Сам корпус сделан из акустически нейтрального материала, что сводит к минимуму искажения звука и резонансы.

Система поддерживает Dolby и DTS 5.1. При желании, чтобы довести звучание до совершенства, можно подключить дополнительные динамики той же фирмы (докупаются, естественно, отдельно).

Систему можно использовать практически с любым ресивером, так что ломать голову насчет совместимости не придется. Отлично подойдет для небольших и среднего размера помещений. В целом другую такую систему с двумя пассивными излучателями за такую же цену найти на рынке сложно.

Плюсы: универсальность, простота установки и настройки, поддержка Dolby и DTS, цена.

Минусы: нет.

Строим систему: превосходство стерео

Что такое стереосистема? Некоторые называют так мини-систему, музыкальный центр. Но такие комплексы обычно маломощны, оснащены маленькими колонками, и у них нет входа для проигрывателя винила. Поэтому настоящая стереосистема включает пару напольных колонок, стереоусилитель, CD и/или «виниловый» проигрыватель. Без FM-тюнера или ресивера. Радиостанции не всегда устраивают пользователей выбором ди-джея, рекламой и качеством вещания. Перечисленные компоненты системы — основные, поскольку при желании, с целью улучшить звук или функциональность системы, их можно варьировать. Например — добавить эквалайзер.

По категории цены и качества системы и отдельные компоненты подразделяются на Hi-Fi и Hi-End. Функциональная особенность и признак Hi-End — отсутствие тембральных (тональных) регулировок на усилителе, использование ламп в аналоговых схемах, значительно более массивные шасси аппаратов. Опираясь на собственный опыт, исследования и экспертизу, изготовители полагают, что все эти факторы работают на улучшение качества воспроизведения цифровых или аналоговых носителей.

Усилитель Cambridge Audio 840A

Некоторые пользователи пришли к выводу, что стерео превосходит 5.1 по части озвучивания саундтреков. В этом случае источником аудио служит DVD-проигрыватель, подключённый к стереоусилителю по аналоговому 2.0-выходу или по цифровому выходу (лучше — коаксиальному), если усилитель оборудован собственным ЦАПом. Если читатель относится к той же категории пользователей или хочет проверить это наблюдение на своем опыте, то он должен не забыть выбрать 2.0 (PCM) дорожку в меню диска DVD.

Если читатель принимает вышеизложенные моменты и доверяет данному эксперту, то далее следуют тезисы без их доказательств. Те, кто считают такое изложение голословным, могут добыть доказательства самостоятельно. Как, впрочем, и антитезу, которой хватает в рунете.

Факторы превосходства стереосистемы

  • Специфические цифровые искажения, известные в физике как джиттер и связанные с передачей данных, на консервативном аналоговом стерео не существуют. Джиттер возникает на цифровом механизме и умножается на каждой стадии передачи и обработки цифровых данных, то есть максимально — в домашнем театре.
  • Фазовые погрешности и прочие неточности звука, возникавшие вследствие расхождения в номинале деталей в аналоговых цепях, теперь ликвидированы. Расхождения зачастую выражаются в сотой доли процента от общего потенциала системы.
  • Система 2.0 — это 2 канала, включая и бас. Мы слышим звук двумя ушами, а не пятью или семью. У нас нет отдельного уха для НЧ. Любое 5.1 — 7.1 означает намного больше каналов, то есть отдельных путей, которые затем складываются в общий звук в комнате. Сами изготовители и законодатели многоканального формата признают противоестественность такого принципа и постоянно борются с его утомительными эффектами в восприятии человеческим слухом.

    Классическое стерео соответствует психологии восприятия звука

  • В стерео традиционно доминирует аналог. По сравнению с доцифровой эпохой, нынешняя аналоговая техника обладает более высокими спецификациями. Эти спецификации предельные. Например, мы не можем услышать информацию за пределами 20 кГц и фон за пределами 90 дБ в соотношении сигнал/шум. Цифровое многоканальное аудио совершенствуется в направлении более высоких спецификаций, которые неощутимы на слух.
  • Только система 2.0 предлагает пользователю свободу выбора между полностью аналоговой ламповой или же транзисторной схемами, между винилом и CD. Виниловый сигнал по своей природе не раскладывается на цифровые аудиоканалы. Лампу нельзя использовать в схеме цифрового предусилителя-процессора. Многоканальные ламповые усилители мощности для домашнего театра не прижились на рынке и получили плохие отзывы.
  • Классическое стерео даёт «плавный» звук, а не «резкий цифровой». Это выражается в виде плавного спада краёв спектра частот на графике АЧХ. Физики признают такую ниспадающую частотную характеристику естественной для человеческого уха. Системы 5.1 — 7.1, включая режимы Dolby Surround (DPL, Neo и т. д.) для обработки аналогового сигнала, несут тыловую информацию. Учёные-акустики единогласно свидетельствуют: она вызывает тревогу и напряжение, утомляя при долговременном прослушивании.
  • Стереосистема это — меньше блоков, меньше подключений, настроек и проводов, меньше износа со временем и меньше шансов для морального устаревания. Такие аналоговые форматы как винил не меняются, тогда как алгоритмы и форматы для цифрового аудио изменяются вплоть до полной несовместимости с прежними.
  • 2.0 адекватно воспринимается как в «напольном», так и в «полочном» варианте при условии, что вы находитесь в зоне между динамиками. Ресиверы последнего поколения в системе 5.1 настраиваются по микрофону, который определяет сбалансированный звук для одной точки в комнате. Отклонение от неё рушит воображаемую звуковую сцену. Это отмечается в каждом мануале к такому ресиверу.

    Принципы подбора стереосистемы

    Разработчики бытовой аудиотехники, в отличие от разработчиков аудиотехники студийной, изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук, то есть отражения от стен и прочие факторы (в перечисление и объяснение которых я тут не вступаю). Поэтому покупайте только бытовые модели, даже если повстречаете более привлекательные по дизайну, цене или техническим данным профессионально-студийные аппараты.

    Проигрыватель винила Kuzma Stabi S2

    Вопрос класса техники при выборе. Скептики, примите на веру: собрать жестоко рассогласованную систему сегодня невозможно, а согласовать прочее можно эмпирически — звуковыми кабелями, поскольку они тоже влияют на звук. Проблема выбора может быть скрыта в другом: однотипные проигрыватели винила или CD звучат, ведут себя и даже ломаются по-разному. Происходит это потому, что каждый изготовитель вносит в базовую схему свои особенности. Отсюда второй важный аспект: выбор «доверенных» брендов.

    Бренды и дистрибьюторы

    Хороший бренд отличается от плохого идеологией или намеренным формированием звука с определённой окраской, характером. Что это такое? Очень сжато: европейский звук является рельефным, когда звуковые образы вычленяются из сцены с собственным «воздухом». Американский звук добавляет сюда же агрессию, остроту и отточенность образов. Японский как бы смягчает, упрощает и ужимает американский характер. Бесхарактерный бренд, например — безымянная (no name) китайская сборка, звучит неубедительно, скучно и неинтересно, несмотря на стереоэффект, звон верхов и уханье басов. Подобный звук мы встречаем в портативных плеерах МР3, компьютерном и кар-аудио. Это отмечается здесь в связи с заблуждением, что удовлетворительную домашнюю стереосистему можно строить на таких компонентах тоже.

    Ещё по тому же вопросу для лучшей ориентации читателя в брендах. Азиатские производители акцентируют средние частоты (СЧ), то есть «мясо» музыки. Они популярны, так как многие люди свыклись с музыкой МР3 в полосе не шире 100 Гц — 10 кГц, то есть преимущественно СЧ. Статьи о якобы «качественном МР3» тому подтверждение. Далее. Иные японские бренды выросли из некоторых американских, а те почитают более протяжённые частоты, то есть агрессивный звук. Пример рельефности — типичная техника из Скандинавии, Германии, редко — из Англии. Характер звука закладывается идеологией разработчика, элементной базой (и даже руками!) на фабрике. Если, скажем, в китайской провинции на фабрике по сборке европейской техники в конкретную модель ставится местный сетевой провод, то характер её звука сложится, скорее всего, как «азиатский». Пока договоримся условно обозначать вышеизложенную принадлежность брендов к тому или иному характеру звука — родственной.

    Ламповый усилитель PrimaLuna ProLogue Five

    Читатель видит, что вопрос подбора марок — далеко не механический, а эмпирический. Грубо обобщая, можно сказать: европейские бренды и некоторые японские — это сбалансированное широкополосное звучание, когда вы воспринимаете сцену в целом. Американские бренды, как правило, аналитичны, они подчеркивают крайние частоты в каждой партии и тем самым утомляют, перегружают наше восприятие. В силу характера звука крайне мало японских брендов входит в группу рельефных систем.

    Этот принцип позволяет эксперту с «золотыми ушами» формировать и рекомендовать цельные или родственные системы. Такая система будет звучать пространственно, словно её не существует. Звук получится конкретным и при этом рождающимся словно из воздуха: вокруг, вне и между колонок. Если музыканты как бы «сидят» в громкоговорителях — вы, очевидно, ошиблись в полярности на проводе или пренебрегли стабилизатором напряжения для системы.

    Нельзя объять необъятное, говорил Козьма Прутков. Поэтому предлагаю круг лишь известных мне брендов, отметая рекламу и недостойных.

    Сбалансированное консервативное звучание в системе получится, если её построить на следующих, преимущественно, брендах.
    Проигрыватели винила: Nottingham Analogue. Электроника (и колонки): Сlasse, Manley, Prima Luna, Plinius, Nagra, Synthesis, Gryphon, Philips, Sherwood, Akai, Theta, Arcam. Только колоночные фирмы: Vandersteen, Tannoy, Living Voice, Kochel, Supravox, Castle, Wilson, Cerwin Vega, Genelec (активные колонки, встроенный усилитель), BC Acoustique, Sonance. Кабели: XLO, Chord, Tara Labs, HMS, AudioQuest, МIT, Сardas.

    Рельефное звучание.
    Проигрыватели винила: NAD, Kuzma, Clearaudio, Thorens. Электроника (и колонки): Bryston, McIntosh, Mark Levinson, T+A, B&K, ADCOM, Meridian (цифровое усиление), Parasound, Conrad-Johnson, Sugden, Duevel, TEAC, Harman Kardon, Kenwood, Tandberg, Moon, Grundig, NAD, Copland, JVC, Dantax, PS Audio, Primare. Колонки: Zu, MBL, Westlake, Boston, Harbeth, DALI, ProAc, KEF, JBL, Dynaudio, Heco, Bag End и REL (сабвуферы), Klipsch, Thiel, Paradigm, Audio Pro, TDL. Кабели: XLO, Nordоst, Ultralink, GoldKabel, QED, Straight Wire, Transparent, Goertz, Ortofon.

    Проигрыватель винила NAD C555

    Аналитичное звучание.
    Проигрыватели винила: Verdier, Denon. Электроника (и колонки): Canary Audio, Art Audio, Wavac, Musical Fidelity, Jadis, Revox, Marantz, Onkyo, Cadanz, Rotel, Sony, Cayin, Yamaha, ATI, Pioneer, Aiwa, Denon, Aleks. Колонки: Infinity, Triangle, Prame, JMR/JM Lab, B&W, Piega, Highland (сабвуферы), Revel, Aleks. Кабели: Acrotec, XLO, Ixos, Black Rhodium, NeoTech.

    Принципы и порядок подбора элементов

    Начинать строить систему можно с любого звена. Если средств достаточно, то целесообразно подключить, послушать и купить сразу всё в конкретном салоне. Можно послушать что-то в магазине, а купить по Интернету — как правило, дешевле. Но чаще эта «овчинка» не стоит выделки. Как видно из моих списков, самые оптимальные сочетания предполагают разных дилеров, то есть послушать систему целиком удастся только дома. «Доводка» системы подбором кабелей — дело эмпирическое: отслушав несколько на демонстрационной системе магазина, вы начнёте понимать и прогнозировать их влияние у себя дома.

    Если вы прошли все описанные этапы благополучно, то теперь главное для вас — вписаться в бюджет. То есть определиться с высоким классом конструкции и качества по компонентам системы. Ведь система — это прежде всего качество звука. Значит, приоритеты далее располагаются так:

  • XLR гнезда на панели аппарата даны не для красоты. Они означают дорогую симметричную схему у проигрывателей CD и усилителей класса Hi-End. Это полностью «независимая» и идентичная схема по каждому из каналов. Сигнал в этом случае проходит через схему раздельно и по каналам, и по «полярности» (отдельно «плюс» и отдельно «минус»). Это способствует формированию абсолютно точного звукового образа и реалистичной звуковой сцены, проявляет массу важных нюансов. Если вы решились на траты и высокий класс, то колонки должны иметь тоже пару разъёмов. Тогда вы вольны подключить их к усилителю мощности в би-вайринге или в би-ампинге — это может дать хорошие результаты. Пусть термины не пугают новичка: схемы детально проиллюстрированы в паспортах ресиверов и усилителей (обладающих возможностью такого подключения). В первом случае каждая пара колоночных контактов подключается к одному и тому же усилителю мощности, во втором — к двум идентичным усилителям. Этот же принцип раздельного усиления динамиков успешно воплощён в активных колонках.

    Принцип раздельного усиления динамиков даёт неожиданно хорошие результаты

  • Декодер аудиоформата высокого разрешения HDCD в проигрывателе или усилителе. Не покупайтесь на лживые обещания в дешёвых проигрывателях, которые на самом деле распознают HDCD как простой CD.
  • Деление функциональных элементов на отдельно приобретаемые блоки. То есть: вместо проигрывателя — транспорт (механизм плюс датчик CD) и блок ЦАПа. Вместо полного «интегрального» усилителя — предварительный и мощный усилители, и т. д. Также можно найти и купить блоки питания для каждого аппарата, стабилизатор напряжения для всей системы, блок эквалайзера. Понятно, что интегрированные блоки дешевле, и система, собранная только из проигрывателя, усилителя и колонок обойдётся в меньшую сумму.
  • Головка для винила типов ММ или МС с соответствующим фонокорректором. Для МС часто приобретается сочетание из «повышающего» (уровень громкости) трансформатора + «обычный» фонокорректор для ММ.
  • Пассик или прямой привод, съёмный или встроенный тонарм на виниле. Хорошие пассиковые проигрыватели очень дороги, «бытовой» прямой привод выпускается всё реже. У того и другого есть свои «за» и «против», о чём вы могли уже читать в специальных статьях.

    Головка звукоснимателя типа ММ

    Важно также учитывать мощность и сопротивление усилителя и колонок. Объясняю. 20-ваттный (на канал) усилитель будет играть слишком тихо для больших 200-ваттных колонок и приемлемо для 100-ваттников. Мощность указывается на конкретное сопротивление, и если это 8 Ом, то значит, аппарат на треть мощнее по 4 Омам. Чем ближе мощность усилителя и колонок, тем лучше, но это непринципиально для «полочников» (у них слишком много других ограничений). Выбирая напольные колонки (почему — сказано выше), можно обратить внимание на их чувствительность — этот параметр почти всегда проставлен. Если чувствительность ниже 85 дБ, то ждите «жёсткого», немилосердного звука, особенно от маломощного усилителя. Пара оговорок: чувствительность связана с типом корпуса и зачастую проставляется «от фонаря». Для иллюстрации этого утверждения один факт: забирая готовую партию с одного китайского завода, некий заказчик-разработчик некой модели колонок распорядился заменить таблички с техническими данными на «более привлекательные».

    Цифровой проигрыватель и проигрыватель винила заявляют о качестве звука своим видом, весом и изыском, а не спецификациями. Это простой и надежный путь для нежелающих вникать глубже. CD-проигрыватель, где привод пассиковый или где на диск опускается особо массивный прижим (или гирька), лучше. Винил — это прежде всего инженерия тонарма, длина (от крепления до иглы) в котором у лучших экземпляров составляет 12 дюймов и имеет гирьку-противовес с левого бока и антискейтинг с правого. Тонармы «параллельного» трекинга типа тангенс правильнее, но их двигатель вибрирует. Вибрация есть детонация. При выборе проигрывателя винила следует обратить внимание на уровень детонации — он должен быть не больше 0,5%, и на соотношение сигнал/шум — не ниже 50 дБ.

    Акустическая обработка помещения

    Как я уже говорил, разработчики бытовой аудиотехники изначально учитывают усреднённое влияние комнаты на звук. Практически это значит, что пользователь может вообще не проводить акустическую обработку, положившись на «мудрость» системы в формировании убедительного звучания в нём.

    Однако вот пара советов. Обычно звук напольных стереоколонок улучшается, если непосредственно на стене позади них, сбоку от них и по центру потолка повесить декоративные коврики, а радикальное решение — натяжные стены и потолок. На полу ворсистый ковер или настил обязателен. Мебель в комнате улучшает звук, если она закрывает противоположные от колонок углы и вообще — стены комнаты. Если идти в обработке дальше, то можно купить специальный набор средств и руководствоваться инструкцией.

    Примеры комплектации: решения, плюсы и минусы

    Бюджетный уровень. Средняя цена компонента: 200 у. е. Моя система — винтажная, то есть собранная принципиально на моделях «золотой эры» Hi-Fi, дабы придать «тот самый» окрас фолк-року и джазу, которые я слушаю. Как выяснилось, подобный подход практикуется на легендарной лондонской студии Abbey Road с той же целью. Винтаж — реальность сегодняшнего мирового рынка аудио. Колонки Akai SW-155 (12″ басовик, 5″ CЧ, 2.5″+2″ модуль твитера и супертвитера), усилитель мощности Sansui B-2101 (2×300 Вт), предусилитель JVC JP-S7 со встроенным фонокорректором и эквалайзером, проигрыватель винила Akai AP-307, новейший проигрыватель СD Cadanz A8 Super с декодером HDCD, кассетная дека Akai GXC-93 с (невостребованным) встроенным маломощным усилителем.

    Особенности: бренды не «дружат» идеологически, абсолютный стереоэффект не достигнут, но звук «уверенный», приятный без акустической обработки комнаты 5×4 м2.

    Усилитель мощности Sansui B-2101 — раритет «золотой эры» Hi-Fi

    Средняя ценовая категория. Цена компонента: 600 у. е. Система благоразумного аудиофила. 3-полосные напольные колонки JBL с парой 8″ басовиков и одной агрессивной «пищалкой» рассчитаны для театра, поэтому дают заметный акцент (монотонный гул), что, конечно, плохо. Очень хороши усилители мощности NAD-272 (по одному на колонку), чьи стереоканалы подключены в би-ампинге на СЧ и ВЧ-выходы колонок. NAD — единственная марка, обладающая разумной ценой при хай-эндной конструкции усилителей. Подтверждение тому — тонкая подстройка уровней и параметров сигнала на «преде» и на усилителях мощности под любые вкусы и условия. Функционирует не хуже знаменитого эквалайзера Perpetual Technology (ценой 5000 у. е.). Также в системе: предварительный усилитель NAD-162, CD-проигрыватель Arcam (ничего особенного) и неплохой LP-проигрыватель Stanton (увы, снят с производства). Кабели Nordost включают плоские колоночные для характерного «открытого» качества звука.

    Владелец провёл серьёзную борьбу с комнатными резонансами, после чего выставил регулировками приемлемое по убедительности звучание. В нём угадывается и рельефный характер звука ключевых компонентов системы.

    Высшая ценовая категория. Средняя цена компонента: 5000 у. е. Бескомпромиссный Hi-End всех времен и народов. Ламповые усилители «космического» японского бренда Wavac и топ-модель английского винила Nottingham (c диском высотой в ладонь!) объединены, казалось бы вопреки идеологии, с рупорной немецкой акустикой Duevel. Кабель и кондиционеры тока Furutech так эзотеричны, что я о них не вспомнил при составлении списка. Все бренды из разных концов света общи в главном: лабораторное (а не роботизированное) изготовление, наилучшие материалы, филигранная обточка, стабильные показатели при любых условиях работы… и исключительность конструкции. Исключительность — это выше, чем гигантские размеры или спецификации. Для деревянных элементов Nottingham использовал корпус корабля, затонувшего в XVII веке. Wavac создала на лампах вакуум, степень разряженности которого пока достижима в лабораторных, но не индустриальных условиях. Duevel «от и до» выполняется вручную автором-самородком или на станках собственного изготовления в тиши «нашпигованной» мастерской в Блэк Форесте, южная Германия. В этой ценовой категории характер звука проявляется спустя месяцы и требует «обработать» комнату мягкими материалами, кое-где переставить мебель. Известен случай, когда хозяин вернул «благозвучный» диван, который решил было выбросить.

    Этот пример — для бескомпромиссных потребителей, которые хотят извлекать из записи максимум удовольствия и информации. Все бренды — участники регулярных шоу и выставок в Москве, имеют стойкий спрос.

    Ламповый усилитель Wavac MD-300B обеспечивает чёткий и чистый звук

    Заключение

    Стереосистема, собранная из блоков, лучше музыкальных центров. Это может быть откровением для многих новичков, которые считают флеш-плеер «нормальным аудио», а музыкальный центр — хай-эндом. Можно привести более предметные признаки Hi-Fi и Hi-End. Такие системы отличаются высоким потреблением тока (примерно 1000 вольт-ампер), колонками с большой поверхностью излучения (басовики 8″ — 12″) и соответственно — способностью чисто озвучить любой (моно или стерео) внешний аудиоисточник. После установки такая система может регулироваться по чувствительности входа, по громкости и балансу двух каналов, а также по частотам опционного эквалайзера, реже — по реверберации. В последнем случае прибегают к микрофонам, анализатору спектра студийного класса либо к цифровому динамическому экспандеру Perpetual Technology (который всё «понимает» и настраивает за хозяина). Существуют и полностью цифровые аудиосистемы, способные выполнять настройки тоже самостоятельно и не менее точно: например, T+A (Швейцария), Meridian (Англия).

    Владимир Елбаев

  • Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *